Система подготовки ГИС-специалистов на мировом рынке труда.

Географические информационные системы являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений современной практической науки: спрос на специалистов в разных отраслях ГИС превышает предложение в любой части земного шара. Эта ситуация приводит к росту спроса на образовательные системы подготовки ГИС-специалистов. Украинский рынок труда имеет свою специфику, имеющую как общие, так и кардинально отличные черты с мировыми трендами.
В целом идентичным является общий спектр ГИС-специальностей как на Украине так и в мировой практике, отличия кроются в первую очередь в проценте спроса на разные специальности.  Общемировая практика группирует профессионалов по таким специализациям:
·        специалисты по геопространственным данным (теоретические и практические исследователи),
·        ГИС-технологи,
·        специалисты по удаленным исследованиям (теоретические и практические исследователи),
·        технологи удаленных систем мониторинга, технологи высокоточного сельского хозяйствования,
·        геодезические инспектора,
·        технологи по инспекционной деятельности,
·        картографические технологи,
·        картографы и фотограмметристы.
Как видим спектр направлений наук, относимых к ГИС-специальностям, довольно широк, однако он не конкретизирован в узкие специализации ни в одной образовательной доктрине. Мировые тенденции демонстрируют рост спроса на все вышеуказанные направления специализации. Так Бюро трудоустройства США (US Bureau of Labor, http://www.onetonline.org) прогнозирует стабильный рост спроса на ГИС-специальности, который составит от 3 до 28%. Тенденция роста спроса наблюдается как на мировом рынке, так и в Украине в частности.
Эти показатели подчеркивают важность ГИС-образования, подготовки и переподготовки специалистов на Украине уже сегодня. Тем не менее, как показывает мировая практика, подготовка специалистов  до сих пор является не исключает формализма при подготовке специалистов, когда решение о том кого и чему обучать принимается без учета ситуации на рынке труда в целом.
При выборе курсов подготовки специалиста первым вопросом является выбор программы подготовки: количества часов и дисциплин по разным предметам. Очевидно, что подготовленный специалист должен свободно ориентироваться в широком спектре вопросов как географического, так и информационного и общего научно-компетентностного характера. Тем не менее, в зависимости от деятельности, которую будет выполнять будущий специалист,  важность одних дисциплин становится выше остальных.
Вопрос распределения часов на разные дисциплины это определяющий вопрос непосредственно специализации будущего профессионала. Программа подготовки специалистов должна строится на основе анализа требуемых компетенций. Например, так выглядит модель компетенций специалиста по геопространственным технологиям, построенная американским ресурсом CareerOneStop, существующем при финансовой поддержке «Министерства труда США, Трудоустройства и обучения специалистов» [3]:
1

Специфика рынка труда ГИС совмещает две логики мышления – географическую и программно-информационную. В первом случае основной парадигмой обучения является привитие компетенций по работе, составлению и моделировании работы человеческого общества и окружающей среды с помощью картографических образов действительности, а во втором –пониманию, созданию и прогнозированию с  помощью математических и символьных представлений.
Эти парадигмы отличаются в корне и только высокий уровень развития вычислительной техники и уровень адаптации программного обеспечения позволил создавать компьютерные модели практически любой сложности для визуализации, прогнозирования и управления географически координированными объектами не требуя при этом крайне долгой и дорогой подготовки специалиста. Это особо важно в такой динамически развивающейся отрасли как ГИС, в которой основные парадигмы меняются до неузнаваемости за время подготовки даже специалиста с квалификацией «бакалавр».
ГИС специализация требует владения базовыми понятиями информационной среды и алгоритмами и требует наличия навыков оперирования средствами разработки и языками программирования. Но современная парадигма обучения ГИС означает, что это ни в коем случае не должно достигаться в ущерб подготовки специалиста, квалифицированного в географической или управленческой отрасли.
Тенденции по сближению клиентов и компаний разработчиков программно-аппаратного ГИС обеспечения зародились еще в конце 80-ых. Сейчас создание интуитивно простых интерфейсов, унификация стандартов, открытость систем разработки является важнейшим отраслевой тренд. На сегодняшний день даже обычные пользователи без специальной подготовки, часто сталкиваясь с ГИС-сервисами в сети, получают автономные умения и навыки не только в работе с конкретными продуктами, но и в целом начинают мыслить географическими категориями для решения возникающих задач, не имея при этом специализированной географической подготовки.
Мировые тенденции в развитии ГИС формируют в том числе и Украинское ГИС-общество. Неразрывность географической среды, равно как и стандартизация программного обеспечения и баз данных говорят о том что Украинское общество так или иначе будет руководствоваться мировым опытом, стандартами и инструментарием при внедрении ГИС в отрасли хозяйствования науки и управления, что подтверждает в том числе опыт украинских практиков: центр «ГИС Аналитика», ЗАО «ЕКОММ Co», НИЦ «Технологии устойчивого развития», ГИС-ассоциации Украины [5].
Это в свою очередь подчеркивает необходимость в использовании мировых наработок при подготовке специалистов в тех отраслях знаний, которые уже востребованы или будут востребованы в ближайшем будущем.
Тем не менее, востребованность узких ГИС-специалистов на территории Украины не очень высока, что демонстрирует разрыв между теоретической наукой и практическим спросом. Первопричина кроется в отсутствии рынка «ГИС для бизнеса и управления» как такового, а так же невысокий уровень внедрения клиентских ГИС, связанный с уровнем общей географической и информационной образованности населения страны.
Для бизнеса и управления причина кроется в том, что рост эффективности деятельности современного украинского предприятия в меньшей мере опирается на объективные законы природы и общества, а намного более зависим от субъективных факторов хозяйствования и влияния административного аппарата.
Низкий спрос на ГИС-специалистов тесно связан с причиной низкой инвестиционной привлекательностью государства – причины в обоих случаях схожие: высокая рисковая активность наукоемкого развития предприятий в сложившихся изменчивых политических условиях, низкий уровень самосознания рабочих и клиентов, фактическое игнорирование властью стратегических основ развития целостного гармоничного общества, высокий уровень монополизации рынка услуг и товаров. Это в целом нивелирует для компаний преимущества от введения информационных технологий на рынке Украины, характерное на мировом рынке и, хоть и в несколько меньшей мере, в России.
Второй причиной является сегментация рынка ГИС-услуг и отсутствие государственных стандартов инфраструктуры производственных данных, форматов и баз данных.
Таким образом мы приходим к следующему выводу: на Украине сформировался отложенный спрос на ГИС специалистов практической специализации и они будут востребованы как только экономическая ситуация позволит управленческим и производственным компаниям и организациям прозрачно и конкурентно бороться за рынок. А произойдет это одномоментно и специалисты будут нужны сразу же, а не через 4-6 лет подготовки не исключая необходимости квалификации специалистов «на лету», без отрыва от основного производства.

Литература:
1.     http://www.esri.com/library/bestpractices/essays-on-geography-gis-vol5.pdf
2.     https://www.e-education.psu.edu/natureofgeoinfo/book/export/html/1616
3.     http://www.careeronestop.org/COMPETENCYMODEL/pyramid.aspx?GEO=Y
4.     http://www.gisci.org/code_of_ethics.aspx
5.     Геоинформационные системы в Украине: основные тенденции и проблемы развития. / Ищук А.А, Серединин Е.С., Карпенко С.А., Мельник А.В. / Ученые записки Таврического национального университета имени В.И.Вернадского. Серия «География», том 23 (62), 2010, №2, С.13-21

Поділитись в:
  •  
  •  
  •  
  •  

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *