Основные изменения во взаимоотношении города и сельской местности.

Сажнев М.Л., аспирант.

Основные изменения во взаимоотношении города и сельской местности.

 

Рост городов с привлечением значительных фондов и трудовых ресурсов привел к уменьшению количества финансовых и материальных средств, вкладываемых как в сельскую местность, так и в аграрный сектор в частности. Нехватка стартового капитала у отдельных фермеров для ведения полноценного хозяйствования, «грабительские» проценты банковских кредитов, убыточные цены на сельскохозяйственную продукцию на перерабатывающих предприятиях, недостаток в хорошей технике, комплектующим к ней и ГСМ, плохая дорожная инфраструктура – все это в совокупности сильно тормозит развитие сельской местности. А это, в свою очередь, оказывает влияние как на сектор предприятий, перерабатывающих аграрную продукцию, так и на развитие города в целом.

Уменьшение населения некоторых сел и «старение села» достигли таких размеров, что их возрождение только за счет внутренних основ стало невозможно. Теперь большая часть жителей в сельской местности это люди нетрудоспособного возраста. На данном этапе возникла проблема выживания села как такового, а сохранение села возможно лишь учитывая его функциональные особенности и, особенно, разнообразие всех функций которые может выполнять та или иная территория, исходя из ее социальных, природных, исторических, транспортных и других особенностей.

Функциональные связи города и сельской местности – производственная функция (город в СМ – промышленные товары и энергоресурсы, СМ в город – с-х продукцию, или иные промышленные ресурсы); рекреационная (со стороны СМ – предоставление природных ресурсов для пользования рекреантами); социально-культурная (предоставление городом в пользование библиотеками, музеями, театрами и т.д.); образовательная (со стороны города – подготовка кадров для работы в средних и высших образовательных школах, разработка и подготовка НТП во всех сферах активности населения, переподготовка кадров и предоставление условий для самообразования); информационно-развлекательная (работа крупных ТВ и радио станций, выпуск журналов и газет, разработка современных информационно-развлекательных средств); предоставление возможности лечения и подготовки кадров для работы в сфере медицины, изготовление фармацевтических средств, их производство; экономическая (кредитование, дотации, субсидии и т.д.); политическая функция; полицейская и оборонная функции; экологическая и другие. Однако в последнее время наметились новые негативные изменения и тенденции, требуют пересмотра старые – рост безработицы в городах приводит к оттоку некоторой части населения в сельскую местность для занятия “сельскохозяйственной деятельностью” при этом такое хозяйство, как правило, носит натуральный характер – выращивание  продукции ориентировано на ее потребление собственником. С другой стороны потеря значимости некоторых функций (культурная), сложность в получении некоторых других услуг, связанных с определенным административно-териториальным делением (оказание консультативной медицинской и амбулаторной помощи в местах прописки).

Состояние и инфраструктура дорог влияют на большую часть функциональных связей города и сельской местности. Этот факт понятен всем и он вызывает интерес у многих исследователей. Так Л.О. Шепотько отмечает «…Важливою проблемою, від розв¢язання якої залежить поліпшення умов життя сільского населення, є дорожно-транспортна. Головні транспортні артерії села – автомобільні шляхи. Від їх наявності і стану залежить не лише дальше піднесення сільскогосподарського виробництва. Велику роль у поліпшенні матеріальних та культурно-побутових умов на селі відіграють автомобільні шляхи з твердим покриттям і регулярні автомобільні маршрути між рядовим селами і районим центрами, залізничним станціями , центральними садибами колгоспів і радгоспів, локальними центрами, де зосереджено середні школи, медичні установи, побутові підприємства, що обслуговують ряд сіл. Враховуючи значення автомобільно-транспортної проблеми в житті сучасного села… …дорожнє будівництво має зайняти відповідне місце у планах економічного та соціального розвитку і мусить бути підкріплене необхідними фінансовими та матеріальними ресурсами.»1

Нормальное развитие аграрного сектора СМ возможно только в том случае, если со стороны государства будет оказываться достаточная экономическая или ресурсо-техническая помощь. Мировой опыт свидетельствует о самой разнообразной системе государственной помощи фермерам или другим производителям сельскохозяйственной продукции.

Политика государства также должна учитывать и тот факт, что отечественные монополисты – перерабатывающие предприятия, транспортные фирмы и машинно-технические станции также сильно затрудняют экономически свободное функционирование  и развитие частных агропроизводителей.

Городская промышленность, особенно производители сельхозтехники и потребляемых сельским аграрным сектором веществ, используемых в сельском хозяйстве, имеют серьезное влияние друг на друга. Так спрос на отечественную агротехнику сможет существенно поднять уровень производства, а большая доступность (в финансовом плане) отечественной техники будет способствовать меньшим затратам при ее покупке сельскими производителями. На данный момент в Украине имеются достаточно промышленных предприятий, производителей с-х техники и продукции потребления аграрным сектором, которые могут обеспечить всем необходимым этих с-х производителей.

В социально-психологическом плане серьезные проблемы представляет отношение некоторых работников колхозов и совхозов к выполняемой работе и, особенно, изменение в возрастных пропорциях. Так по заявлению В. Щербака: «… багато хто ще оре, щоб орати, сіє аби сіяти, йде на ферму, щоб надоїти аж 1500 л молока; така робота ніколи не дає морального та тим більше матеріального задоволення”  корову з річним надоєм на власному обійсті не триматиме (в середньому надої за рік складають 3500 – 4000 кг)2

Эффективность существующих на данный момент коллективных хозяйств поставлена под серьезное сомнение, их экономическая убыточность (по крайней мере того большинства, которое все еще не обрело нового экономически независимого статуса, а полностью полагается на государственные субсидии и дотации), более активные предприятия сменили свой статус и на данный момент являются экономическими сообществами (организациями) не зависимыми от государственного руководства. Отмечено, что 1/3 эффективно работающих хозяйств дают 2/3 товарной продукции сельского хозяйства, при этом испытывают сложности с ее реализацией3. Однако анализ зарубежного опыта товаропроизводителей показывает, что наиболее рентабельными хозяйствами, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью в Соединенных Штатах Америки являются крупные или очень крупные хозяйства (1000 га и больше), то есть те хозяйства, которые могут позволить себе приобретение наиболее эффективной техники и таким образом постоянно пользуются достижениями НТП в области с-х техники и технологии.

Все эти факты указывают на необходимость изменения статуса действующих ныне КСП и их дальнейшее функционирование на самофинансировании, когда они будут получать собственную прибыль и будут свободными от давления «сверху», учитывая свои ошибки будут искать рациональные пути достижения цели. Интересен пример товарищества с ограниченной ответственностью в Трейльском районе Латвийской республики, которое, во-первых, была сохранена вся материальная база, вся инфраструктура, все основные производственные мощности бывшего коллективного хозяйства; во-вторых, вся продукция перерабатывается на собственных маленьких перерабатывающих заводиках, которые дают в результате готовую к употреблению продукцию (хлеб, сыр, сметана, ветчина, колбасы и т.д.). У товарищества нет посредников – все продукты транспортируются и продаются собственными усилиями (сеть магазинов принадлежащих предприятию, собственные автомобили для грузоперевозок на которых работают собственные же рабочие) таким образом были достигнуты бесконфликтные отношения в рамках самого предприятия и были достигнуты значительные экономические выгоды.

Указ Президента Украины «О неотложных мерах по реформированию аграрного сектора экономики» задействовал механизм приватизации земли, что позволит определить настоящее положение крестьян на селе, обеспечит им экономический статус хозяев и позволит по предположениям («Столичные ведомости» 13-20 декабря 1999) значительно повысить уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Приостановить спад в аграрном секторе – задача вполне реальная, особенно если проводимая протекционистская политика государства будет ориентироваться не на поголовную поддержку сельского производителя, но наиболее перспективного и эффективного хозяина, который будет работать не из-за того «потому, что надо», а для получения наибольшей выгоды, с рациональным и бережливым отношением к окружающей среде. Это в определенной мере станет толчком для развития малых и средних городов, для усовершенствования взаимосвязей с сельскими местностями.

  1. Л.О. Шепотько. Дальше зближення соіально-економічного розвитку міста і села. – Київ, товариство “Знання” – бібліотечка на допомогу лектору “Аграрна політика КПРС у дії” – 1978. С. 21-22
  2. Село: сучасна політика і стратегія розвитку НАН України. за ред. Л.О. Шепотько – К. 1997 с. 88
  3. 3. //АПК: экономика, управление, – 1994, №6; И. Буздалов «Особое внимание тактике аграрной реформы» с. 14-20

 

 

Поділитись в:
  •  
  •  
  •  
  •  

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *